Философия и социология музыки

Автор: | 15.09.2021

Аннотация
Вниманию студентов ВШЭ предлагается авторский курс профессора Т.Ю. Сидориной, посвященный западноевропейской музыке, ее истории, роли и месту в культуре эпохи Нового времени, влиянию на духовную атмосферу Западной Европы XVIII-XIX вв. и современности. На лекциях будут прослушиваться и обсуждаться произведения Баха, Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена, Листа, Мендельсона, Брамса, Вагнера, Грига, Малера, Р. Штрауса, Шёнберга и др. Музыка этих композиторов наполнена глубоким философским содержанием и верой. Роль музыки чрезвычайно значима в истории развития западноевропейской культуры, и ее кризис на рубеже XIX-XX вв. («Закат Европы») во многом был обусловлен культурными и социальными трансформациями, в том числе и в области музыки. Т.Ю. Сидорина – автор книг по философии и истории русской и мировой культуры: «Кризис ХХ в.: прогнозы русских мыслителей», «Парадоксы кризисного сознания», «Философия кризиса». В курсе предполагается использование мультимедийных средств, видео-сопровождение музыкальных произведений.

Цель освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Философия и социология музыки» является изучение различных философских, мировоззренческих и наиболее фундаментальных культурологических аспектов музыкального искусства в его самых разнообразных проявлениях. Наряду с ключевыми философскими аспектами в курсе рассматриваются ставшие актуальными в ХХ-XXI вв. аспекты социального, определяющие характер музыкального искусства современности.
Целью освоения дисциплины «Философия и социология музыки» является дать студентам полноценное представление об эволюционном развитии музыки в истории человечества, в контексте культурных идей и философских концепций.

Планируемые результаты обучения
Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности
Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры
Способен задавать, транслировать правовые и этические нормы в профессиональной деятельности
Способен генерировать новые решения, обладает креативностью, инициативностью
Способен вести письменную и устную коммуникацию, дискутировать на русском (государственном) языке в рамках профессионального и научного общения

Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Предмет философии музыки. Особенности западноевропейской культуры. Направления и стили музыкального искусства. Развитие философии музыки.
Западноевропейская культура – классика, расцвет романтики, постромантизм. Истоки философии музыки в истории философии. Пифагор, Платон. Лады народной музыки. Музыка и воспитание. Особенности западноевропейской музыки. Развитие философии музыки, основные представители. Кризис западноевропейской культуры. Шпенглер О. «Закат Европы». Музыка и социум.
Тема 2. Периодизация европейской академической музыки. Стиль Барокко. Музыка И.С. Баха
И.С. Бах. Жизнеописание. Основные произведения. Органное творчество. Клавирное творчество. Хорошо темперированный клавир и сюжеты Евангелия. Б. Пастернак «Стихи Ю. Живаго». Судьба музыки Баха.
Тема 3. Классицизм в музыке. Венская школа. Й. Гайдн, В.А. Моцарт. Сонатная форма
Классицизм в музыке. Особенности классицизма в музыке. Сонатная форма. Симфонический цикл. Венская школа. Представители. Й. Гайдн. Жизнеописание. Особенности творчества. Камерная музыка, концерты, сим-фоническая музыка Й. Гайдна. В.А. Моцарт. Жизнеописание. «Волшебная флейта». «Реквием». Музыка классицизма в кино. «Амадеус».
Тема 4. Идейное наполнение музыки Л.В. Бетховена
Л.В. Бетховен. Жизнеописание. Р. Ролан «Жизнь Бетховена». Сонаты, концерты, симфонии. Девятая симфония. Ода «К радости». Тематические линии в творчестве Бетховена. Идейное наполнение музыки Бетховена.
Тема 5. Романтизм в музыке. Истоки романтизма. Немецкие романтики. Тематические линии. Романтический герой. Персоналии. Романтизм в музыке и литературе. Р. Шуман и Т. Гофман. Тема странствий.
Романтизм в музыке. Романтизм в музыке и литературе. Л. Тик о романтическом герое. В.-Г. Вагенродер «Фантазии об искусстве». Ф. Шуберт. Жизнеописание. Лиризм в музыке Шуберта. Экспромты. Вокальные циклы: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь». Симфонии Шуберта: «Неоконченная» симфония. Т. Адорно «Музыкальные моменты» («Шуберт»). Р. Шуман. Жизнеописание. Драма лирического героя. Союз давидсбюндлеров. Вокаль-ные циклы: «Любовь поэта». Циклы для фортепиано: «Карнавал». Концерт для форте-пиано с оркестром. Э. Гофман. Жизнеописание. «Крейслериана». Фантазия и гротеск. Шуман и Гофман. Ф. Шопен. Произведения для фортепиано: этюды, ноктюрны, экспромты и др. Концерты для фортепиано. Ф. Лист. Жизнеописание. «Венгерские рапсодии». Фортепианные этюды (трансцендентные). Парафразы. Тема странствий в творчестве Листа. «Годы странствий» (Швейцария, Италия). Сонет Петрарки. Ф. Мендельсон. Жизнеописание. Роль Лейпцигской школы в немецкой музыке. «Сон в летнюю ночь». Кантаты, оркестровые произведения, концерты. Концерт для скрипки с оркестром. Фортепианные миниатюры: «Песни без слов». Скандинавия. Я. Сибелиус: «Грустный вальс». Э. Григ: влияние норвежской национальной культуры на формирование творчества Э. Грига: воспроизведение образов природы, персонажей норвежских народных сказаний о подземном мире – гномов, кобольдов, троллей, домовых, водяных («Шествие гномов» и «Кобольд» из «Лирических пьес», «В пещере горного короля» из «Пера Гюнта»). Фортепианное творчество Э. Грига: концерт для фортепиано с оркестром. Э. Григ и Г. Ибсен. Музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт».
Тема 6. Оперные идеалы романтизма
Оперные идеалы романтизма. Творчество Дж. Россини: «Сивильский церюльник». Г. Доницети и В. Беллини. Масканьи: «Сельская честь». Оперы Дж. Верди: «Травиата». Творчество Ж. Бизе. «Арлезианка». Ж. Бизе и П. Мериме. Опера «Кармен».
Тема 7. Р. Вагнер. Философские идеи. Р. Вагнер и Ф. Ницше
Творчество Р. Вагнера. Жизнеописание Р. Вагнера. Философские идеи. Р. Вагнер и Ф. Ницше. «Казус Вагнер». Новаторство в музыке. Тетралогия «Кольцо нибелунга». Фестиваль в Байройте.
Тема 8. Поздний романтизм. Философская концепция Г. Малера. Симфонический цикл. Через тернии, к звездам. Концепция Р. Штрауса.
Поздний романтизм. Творчество Г. Малера. Жизнеописание. Симфонии Г. Малера. Философия преодоления. Музыка и мироздание. Вокальные циклы: «Песни об умерших детях». Р. Штраус. Жизнеописание. Симфонические поэмы и оперы. «Так говорил Заратустра». «Жизнь героя».
Тема 9. Новая Венская школа. Музыкальный экспрессионизм. А. Шёнберг. «Доктор Фаустус» Т. Манн. Философия атональности.
Новая Венская школа. Представители. А. Шёнберг. Жизнеописание. Начало творческого пути. Поздний романтизм. «Просветленная ночь». Музыкальный экспрессионизм. Додекафония. Серийная музыка. Музыкальная речитация. «Лунный Пьеро». А. Шёнберг и Т. Манн. Философия атональности. «Доктор Фаустус». Т. Адорно «Философия новой музыки». А. Веберн и А. Берг. Ученики и последователи А. Шёнберга. Опера «Воццек» (А. Берг).
Тема 10. Политический памфлет. А. Шёнберг, Р. Штраус. Т. Адорно: социология музыки
Политический памфлет в музыке А. Шёнберга и Р. Штрауса. «Уцелевший из Варшавы» (А. Шёнберг), «День мира» (Р. Штраус). Т. Адорно: социология музыки.

Элементы контроля
Эссе
Работа на семинаре
Экзамен